Какой должна быть подсветка приборов, чтобы автомобилисту было комфортно ехать в темное время суток? С одной стороны – подсветка должна быть яркой, чтобы показания приборов читались четко. С другой – не должна снижать ночное зрение водителя, которому одновременно надо следить за дорогой.
На выручку пришли работы чешского ученого Яна Пуркине, который в 1819 году, что при понижении освещенности изменяется цветовое восприятие объектов человеческим глазом. То есть в сумерках красные цвета становятся более темными, а в ночное время – черными, а синие объекты в то же время воспринимаются, как более светлые.
Это явление объясняется строением человеческого глаза. За «дневное зрение» у нас отвечают колбочковидные («колбочки») клетки сетчатки глаза. А за «ночное зрение», светочувствительность в сумерках или в темное время, отвечают другие клетки – палочковидные («палочки»).
Эффект Пуркине первыми взяли на вооружение военные: проведя ряд исследований, они пришли к выводу, что самый оптимальный цвет подсветки приборов – красно-оранжевая гамма.
Начиная с 1970-х компания BMW придерживалась жесткого правила (от которого отошла сравнительно недавно) делать подсветку приборной панели своих моделей исключительно в красно-оранжевой гамме. Это важный момент, так как разработка органов управления является одним из ключевых факторов при проектировании автомобилей.
Практика показывает, что длинноволновые цвета (как красный и оранжевый), позволяют сохранить возможности ночного видения человеческого глаза. Благодаря выбору правильного цвета освещения, наши глаза могут смотреть на приборы и тускло освещенную дорогу без дезориентации.