В 2022 году треть автомобильного рынка заняли машины китайских марок. Разумеется, это не говорит о том, что внезапно 33% россиян резко стали поклонниками колесниц из Поднебесной (в том числе благодаря моему каналу, несомненно). Повлияли дефицит автомобилей наряду с ощутимо выросшими ценами на привычные Skoda, VW, KIA, Hyundai и др. Некоторые автовладельцы заблаговременно позаботились о своем будущем и по трейд-ин поменяли европейские машины на более практичные китайские. С ними в ближайшее время точно не будет проблем. У «китайцев» недорогое обслуживание, и основные запчасти сейчас есть в наличии как у дилеров, так и в обычных автомагазинах.
Тем не менее есть еще люди, считающие, что “сделано в Китае” — равнозначно «суррогат», «сомнительное качество» и «сломается раньше, чем окупится». Но эти самые люди почему-то не обвиняют марку Skoda в том, что у модели Rapid долгое время была проблема сливной пробки поддона картера. Пробки хватало на 3-4 замены масла, после чего она выходила из строя, и требовалась установки новой. Эти люди молчат о частой болячке Volkswagen Touareg — поломке турбины, ремонт которой стоит кучу денег. Я все это привожу в пример для того, чтобы напомнить — автомобиль это технически сложное устройство, в котором неизбежны поломки. И страдают этим все марки в той или иной степени. Но, возвращаясь к китайским брендам, скажу, что тройка Chery, Geely и Haval уже вышла на достойный уровень качества, не проигрывающий корейским и европейским маркам. И сейчас я приведу несколько фактов, которые вас убедят в этом.
Компания Chery одной из первых в Китае начала работать над системами интеллектуального управления автомобилями. Помимо выпуска кроссоверов с бензиновыми двигателями, Chery активно развивает направление производства беспилотных автомобилей и виртуальных голосовых систем помощи водителю. Это говорит о том, что компания строит большие планы, а не живет одним днем.
Другая китайская марка — Geely — придерживается философии развития «зеленых технологий» в автомобилестроении. 10% своего бюджета компания инвестирует в разработку экологичных, безопасных и экономичных автомобилей. Это и гибридные модели, и машины на электродвигателях. Думаю, через пять лет количество электрокаров в мире начнет перевешивать число традиционных автомобилей с ДВС. И Geely стремится уже сейчас подготовить себе почву для лидерства в этой отрасли.
Компания GWM, выпускающая марку Haval, сотрудничает с Horizon Robotics Technology по разработке микросхем искусственного интеллекта. Главная задача GWM — производство автомобилей с системой автономного вождения (ADAS) и внедрение в новые модели передовых систем помощи водителю. Среди них автоматическая парковка, контроль за выездом с полосы, адаптивное торможение перед различными видами препятствий (сейчас автомобили умеют «различать» в основном пешеходов и велосипедистов, а было бы здорово, если бы могли «видеть» поребрики, бетонные сферы, деревья, открытые люки, металлические штыри в земле и пр.).
Если говорить о перспективах китайского автопрома в общем, без привязки к какому-либо бренду, то большое значение на его развитие оказала господдержка. Еще в 2009 году в Китае была запущена государственная программа по возрождению и поддержке автомобильной промышленности. Как мы можем видеть, программа давно дала свои плоды. Не стоит забывать и о том, что Китай — одна из стран, где производятся микрочипы, без которых ни один современный транспорт не собрать. И этот козырь в рукаве дает китайцам все шансы в ближайшие годы заполонить весь мир своими автомобилями. Причем автомобилями хорошего качества.
Пора забыть о провалах Lifan Solano, признанного одним из самых небезопасных автомобилей, и Geely MK, абсолютно не защищенного от коррозии. Автомобили из Поднебесной уже обгоняют корейские марки как по качеству и комфорту, так и по доступной ценовой политике. А в скором времени Chery, Geely и Haval могут потеснить и европейские и японские бренды. Что поделать. Времена меняются. И нужно с оптимизмом принимать новую реальность. Особенно, если она хороша.