Первые варианты безвоздушных колес появились на заре автомобилестроения. Производители пытались заменить дорогую и дефицитную по тем временам резину металлом и деревом.
Общая концепция заключалась в том, что между металлическим колесным диском и ободом с протектором устанавливали пружинящие металлические конструкции. Результаты были положительные, но сложность в изготовлении делали колесо неудобным в эксплуатации. По этой причине первые образцы безвоздушных колес не получили широкого распространения.
К безвоздушным колесам вернулись, когда началось освоение космоса. Например, для советского планетохода «Луноход-1» были разработаны специальные безвоздушные колеса, основа которых состояла из трех титановых дисков соединенных стальной сеткой с грунтозацепами.
Очередной этап развития начался с подачи Минобороны США – для военных автомобилей требовались колеса, которым были бы не страшны осколки и даже подрыва на противопехотной мине.
Самым удачным решением стал проект Airless NPT компании Resilient Technologies – в 2009 году был представлен рабочий образец безвоздушного колеса. Современные полимерные материалы позволили американским инженерам создать надежную конструкцию.
Для гражданских целей безвоздушные колеса Tweel создала компания Michelin в 2005 году. С 2012 года безвоздушные шины Tweel начали устанавливать на строительную и сельскохозяйственную технику.
Наряду с явными плюсами, у безвоздушных шин есть и свои минусы, которые ограничивают их распространение:
Невысокая скорость при движении (70-8- км/ч). Разгон до более высоких скоростей приводит к термическому разрушению колеса.
Особые требования к полимерным материалам увеличивают стоимость даже при массовом производстве.
В отличие от пневматических шин, безвоздушные колеса имеют постоянную жесткость.
Поэтому сегодня безвоздушные колеса используются на технике с ограниченными скоростями и нагрузками. Но что будет завтра?..