Из курса физики, который изучается в средней школе, все знают, что мощность измеряется в ваттах. В то же время для двигателей внутреннего сгорания, наряду с Ваттами, мощность обозначается количеством так называемых “лошадиных сил” (л.с.). Но откуда появилась эта странная единица измерения?
Как ни странно, первой единицей мощности была именно «лошадиная сила», и благодарить за это мы должны средневекового инженера-изобретателя Джеймса Уатта (по-английски – James Watt).
В то далекое время еще не было никаких двигателей внутреннего сгорания, а за фантазии о “самобеглых повозках” можно было попасть на костер (в прямом смысле). Поэтому Джеймс Уатт занимался всего лишь ремонтом первых паровых двигателей.
Уже в 1769 году Уатт запатентовал паровой двигатель собственной разработки с повышенным КПД. Агрегат предназначался для выкачивания воды из шахт. Чтобы успешно продавать установку, Джеймс Уатт объяснял предпринимателям, что его двигатель заменяет работу двух здоровых лошадей.
На тот исторический момент эксплуатация парового двигателя была в разы дешевле, чем содержание двух лошадей. В дальнейшем Джеймс Уатт выяснил, что одна лошадь за одну секунду поднимает 75 килограмм на один метр. Этот показатель (75 кгс·м/с) и стал условной «лошадиной силой», которую инженер использовал в качестве показателя мощности паровых устройств.