Современный автомобиль оснащен системами активной и пассивной безопасности, которые рассчитаны на предупреждение водителя об опасности для избежания ДТП, а также на защиту и снижение травматичности водителя и пассажиров при аварии.
Системы безопасности разрабатываются и устанавливаются автопроизводителями, но для их объективной оценки по всему миру существуют независимые комитеты ncap?(New Car Assessment Program). Они проводят краш-тесты и на их основании составляют рейтинг безопасности. В 28 странах Евросоюза этим занимается комитет Euro NCAP, а в Китае — C-NCAP.
Уровень безопасности автомобиля оценивается по нескольким показателям.
Любой комитет NCAP берет автомобили для испытаний выборочно: покупает новую модель у дилера, может взять любую модель с завода-изготовителя. Таким образом автопроизводитель не может по своему усмотрению предоставить автомобиль, заранее подготовленный к краш-тесту.
Менее пяти звезд — небезопасно?
Максимальная оценка по итогам испытаний — пять звезд. Это значит, что у автомобиля очень высокий по всем показателям уровень защиты и надежная система предотвращения столкновений. Не стоит относиться к четырехзведочным автомобилям как к второсортным. У них тоже хороший уровень противоаварийной защиты и присутствуют дополнительные технологии предотвращения столкновений. И автомобили с тремя звездами соответствуют основным критериям безопасности, в них просто нет современных систем предупреждения водителя об опасности. Две или одна звезда в оценке автомобиля означают, что системы безопасности в них предусмотрены, но они весьма номинальны и не дополнены современными защитными функциями. Ни одной звезды — значит, что автомобиль проходит сертификацию, пригоден для эксплуатации, но не оснащен ни одной актуальной на сегодняшний день технологией безопасности.
Правда ли, что проверка C-NCAP — фикция
До 2012 года критерии оценки китайского комитета были, мягко говоря, чересчур лояльными, что позволяло присваивать наивысшую оценку почти любому автомобилю. Например, краш-тест лобового столкновения с 40%-м перекрытием проводился на скорости 50 км/ч. Это слишком низкая скорость для проверки потенциальной угрозы жизни водителя и пассажиров, потому что в реальных условиях сила столкновения двух автомобилей значительно выше и наносит больший урон. В Европе еще с 70-х годов прошлого века краш-тест с лобовым столкновением проводят на скорости 64 км/ч, показатели которого намного ближе к действительности и предположительному ущербу.
В 2012 году китайский Центр автомобильных технологий и исследований ужесточил правила проверки безопасности автомобилей, максимально приблизив их к европейским. Так, лобовое столкновение с 40%-м перекрытием стали производить со скоростью не 50 км/ч, а 64 км/ч.
Отличие критериев Euro NCAP от C-NCAP
Комитет NCAP в каждой из стран оценивает автомобили не только по принятым международным стандартам, но и с оглядкой на свою статистику ДТП, исходя из которой уделяет чуть больше внимания моделированию самым распространенных аварийных ситуаций на дороге.
Тем не менее основные критерии проверки безопасности автомобилей у Euro NCAP и C-NCAP аналогичны.
Комитеты NCAP испытывают любые автомобили, которые есть в продаже в данной стране. Например, C-NCAP в 2021 году проводили краш-тесты новой Hyundai Sonata, а Euro NCAP в 2018 году проверял на безопасность американский Jeep.
Теперь, увидев в характеристиках автомобиля оценку по методике Euro NCAP или C-NCAP, вы знаете, что эта модель соответствует всем современным международным представлениям о безопасности водителя и пассажиров, и можете быть уверены в надежности и объективности такой характеристики.