16 января 1959 года с конвейера ГАЗ сошел первый автомобиль ГАЗ-13 “Чайка”. Это был советский легковой автомобиль представительского класса. На нем могли ездить только советские дипломаты, иностранные делегации и партийные руководители высокого уровня.
Для «Чайки» был разработан собственный двигатель. Основные детали (блок цилиндров, поршни выпускной коллектор и т.п.) были изготовлены из алюминиевого сплава – редкое по тем временам техническое решение.
Отметим, что в дальнейшем двигатели “Чайки” устанавливались на военных бронемашинах и на среднетоннажных грузовиках.
Наряду с новым двигателем, “Чайка” комплектовалась АКПП, режимы работы которой переключались кнопками рядом с рулевым колесом.
Согласно легенде, один из конструкторов на вопрос, почему автомобиль назван именно “Чайкой”, ответил: “Представьте себе Волгу. Кто над ней летит? Чайка. Так и у нас: “Волга”, а над ней – “Чайка”.